Fashion-ретейл: на пути к выздоровлению

0
233

Кризис одежного ретейла продолжился и в 2017 году

Fashion-ретейл: на пути к выздоровлению

Микаелян Инга,

Руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков

Об этом свидетельствуют результаты исследования «Розничные сети по продаже одежды 2018», проведенного аналитиками РБК. По итогам года продажи одежды упали на 1,4% в реальном выражении и составили 1 955 млрд руб. Сокращение оборотов операторов было несколько скомпенсировано ростом цен: в 2017 году товары категории fashion подорожали на 4,6%. Однако текущая ситуация выглядит более ободряющей по сравнению с предыдущим двухлетним периодом, за который продажи одежды претерпели сокрушительное падение. За 2015 – 2016 года игроки рынка столкнулись с 22% спадом выручки. Сетевой fashion-ретейл не стал исключением, за данный период в России закрылись свыше 1 600 специализированных магазинов одежды.

В этой связи неудивительно, что текущая рыночная ситуация со слабым падением оборота рынка и закрытиями 289 магазинов воспринимается операторами как стабилизация. Мнения топ-менеджмента компаний относительно общеэкономических реалий кардинально разнятся: одни отмечают больше минусов, в том числе, нелояльность потребителей к бренду, другие видят в сформировавшихся потребительских паттернах возможности роста.

«…стабилизация не может радовать ретейлеров фэшн-сегмента. Практически все достижения рынка за последний десяток лет свелись к нулю, приходится заново формировать лояльную аудиторию, реагировать на миграцию клиентов между ценовыми сегментами рынка, выходить на новые рынки для сохранения доли присутствия, чутко реагировать на изменения ценовых и стилистических предпочтений покупателей», – констатирует Михаил Ландышев, генеральный директор АО «Модный Континент». Пессимизм оператора вполне оправдан. В настоящее время сетевые ретейлеры вынуждены уже на протяжение 4-х лет бороться со снижением покупательской активности, восстановление которой произойдет нескоро. Эксперты связывают это как с длительным периодом падения доходов населения, так и с нестабильностью в экономической и политической среде, на которые реагирует курс рубля, а вместе с ним и потребитель.

Ряд операторов и в случае восстановления доходов населения не прогнозирует быстрого возврата к докризисному уровню потребления. Они объясняют это глобальным трендом на smart shopping, который наряду с кризисными явлениями оставляет отпечаток рациональности в поведении покупателей. «За последние два года мы наблюдаем качественное изменение нашей аудитории: появилось больше покупателей со средним доходом и выше среднего. Потребительское сознание и, соответственно, поведение стало более рациональным. Наш клиент делает выбор, исходя из наилучшего сочетания трех характеристик товара: качества, цены и актуальности», – отмечает Константин Надеждин, генеральный директор сети магазинов Familia.

В отличие от своих коллег для off-price сети данное положение дел воспринимается более чем позитивно. Кризис позволил ретейлеру почти удвоить число магазинов. Если в феврале 2015 года Familia насчитывала 101 магазин, то к февралю 2018 года их число достигло 196. Планы компании сегодня более чем оптимистичны. Ретейлер намерен продолжить экспансию. В текущем году планируются открытия не менее 40 магазинов сети как в Москве и городах-миллионерах, так и в новых локациях. Столь грандиозные планы вполне осуществимы. За период с февраль 2017 года по февраль 2018 года Familia открыла 36 новых магазинов. Достижения ретейлера приобретают больший вес и ввиду того, что компания развивается исключительно самостоятельно, не прибегая к франчайзингу.  Успехи off-price ретейлера вполне закономерны. Тренд экономичного потребления сегодня обеспечивает рост демократичных ретейлеров, предоставляющих качественный продукт. Благодаря миграции покупателей они получают доступ к более обеспеченной аудитории потребителей.

Снижение ценности бренда как значимого фактора при покупке товаров категории fashion, сегодня довольно ощутимо бьет по продажам ретейлеров, работающих в среднем и высоком ценовых сегментах. В гонке за потребительским трафиком многие из них заигрались с акциями и распродажами, получив как денежные, так и имиджевые убытки. За последний год закрылись 400 и 167 магазинов, работающих соответственно в среднем и высоком ценовых сегментах. Противоположная динамика наблюдается у операторов масс-маркета, которые продолжают наращивать свою розницу. В демократичном сегменте прирост новых магазинов составил 280. Люкс-сегмент почти не реагирует на изменения, сохраняя стабильность вопреки кризису.

 

Источник